Погода

В Бурятии стал известен прогноз погоды на пятницу

Туризм в Бурятии

«Доступное путешествие»: В Бурятии снова стартуют продажи туров с кешбэком

Новый год

Минтуризма Бурятии подвело итоги новогодних каникул

Дежурная часть. Происшествия

Следком России раскрыл дело 2019 года об убийстве 22-летнего улан-удэнца

Зурхай

Зурхай на 20 января от настоятеля Курумканского дацана

Парламентское обозрение

В Улан-Удэ прошло первое в этом году заседание Совета Народного Хурала

Подробности | Главное

Самолеты для фронта и бритые галушки: Улан-Удэнский Авиазавод в годы Великой отечественной войны

Общество 6 Ноября 2019 г., 15:46

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

В годы Великой отечественной войны в Бурятии предприятия, которые в обычное время ремонтировали паровозы, переходили на выпуск военной продукции. На авиазавод поступила часть оборудования Московского предприятия авиационной промышленности и прибыла тысяча рабочих и служащих предприятий.

В мае 1936 года Советом Труда и Обороны было предложено Главному Управлению Авиационной промышленности Наркомтяжпрома построить в районе столицы Бурят-Монгольской автономной Советской Социалистической республики, городе Улан-Удэ, авиационный завод по ремонту авиационных моторов и самолетов. По проекту предлагалось в будущем слияние поселка с северо-восточной окраиной города Улан-Удэ. Место расположения завода, аэродрома и жилищного массива было подобрано специальной комиссией Наркомтяжпрома в августе-сентябре 1936 года и затем утверждено Правительством Советского Союза. Согласно проекту, завод располагался на правом берегу реки Уды, в 12 километрах от города Улан-Удэ, а поселок должен был строиться подковообразно вокруг завода, охватывая его с запада, востока и севера. Весной 1937 года строители приступили к сооружению жилых домов в поселке завода, первого марта 1938 года в торжественной обстановке была произведена закладка здания корпуса завода. Строителям пришлось преодолеть большие трудности, связанные с особенностями сурового климата Забайкалья, а также с пересеченным рельефом. Только на промышленной площадке потребовалось вынуть 250 тыс. кубометров грунта. На специальной площадке к югу от завода развернулось строительство жилых домов временного типа полезной площадью 14 тыс. кв. метров для рабочих строителей и их семей. В июле 1939 г. строители передали первую очередь завода в эксплуатацию и по утвержденному Наркоматом плану завод приступил к ремонту самолетов И-16 и СБ, авиационных моторов М-25 и М-100.

К этому времени были организованы основные производственные цеха завода, дюралево-медницкий, слесарно-сварочный, механический, сборочные цехи разборки и дефектовки ремонтного фонда, а также ремонта авиационных моторов с испытательной станцией. Одновременно были пущены вспомогательные цехи – инструментальный, гальванический, малярный, цех ремонта оборудования, цех эксплуатации сильных токов, начальником которого в мае 1939 г. назначен выпускник Московского института механизации и электрофикации Дарма Жанаевич Жанаев, впоследствии Герой Советского Союза. Как вспоминает ветеран цеха И.В. Чупахин: «Дарма Жанаевич был грамотным руководителем, помогал молодежи освоиться, принимал участие в решении бытовых и социальных проблем. Никогда не кричал, но спрашивал строго». Благодаря ему в короткие сроки был произведен монтаж электрооборудования на подстанции № 1, установлены приборы, после чего завод приступил к ремонту самолетов. В составе технического отдела завода была организована группа конструкторов, которая разрабатывала необходимую конструкторскую документацию для ремонта самолетов И-15, И-16, СБ и др. Ремонт самолетов и моторов производился на заводе в период с 1939 по 1941 годы. В этот период завод изготавливал по кооперации с Иркутским авиационным заводом центроплан и крыло скоростного бомбардировщика СБ. Одновременно с выполнением плана ремонта завод накапливал мощности производственных цехов. Если на 1-ое января 1940 года завод располагал производственной площадью в 17 тыс. кв. метров, то в 1941 году площадь увеличилась до 24 тыс. кв. метров.

original (1).jpg

УУАЗ в годы войны  

К началу войны завод полностью освоил ремонт самолетов И-16, одного из лучших истребителей того времени, СБ (среднего бомбардировщика), а также авиационных двигателей М-25, М-100 конструкции А.Д. Швецова. К апрелю 1941 года  с завода  было отправлено 1723 мотора М-25 и 125 моторов М-100. По приказу наркома авиационной промышленности А.И. Шахурина было дано задание: освоить выпуск хвостовой части фюзеляжа самолета Пе-2 конструкции Петлякова для доставки на сборку на иркутский завод. Коллектив завода с этой задачей справился вовремя. Начавшаяся война внесла свои коррективы и в производственные планы всей промышленности и отдельных заводов. С 28 июня 1941 года сначала отдельные цеха, а затем все остальные стали переходить на сверхурочные работы. 10 августа выходной день по просьбе трудящихся был объявлен рабочим, а весь заработок за этот день отчислили в фонд обороны. Не хватало инструмента, дефицитом были молотки, напильники. Смены трудились с 8 утра до 8 вечера. Многие сутками не выходили из цехов. Остро стояла проблема голода, которую не могли решить ни рыболовецкие бригады, ни подсобное хозяйство. Наравне со взрослыми работали подростки 15-16 лет т, которых с болью называли «высшей школой доходят».  Директор завода С. И. Прокопьев всячески поддерживали их, устраивал бесплатные обеды: именно эти ребята, постигая мудрость, опыт старших, выдавали продукцию, нужную фронту. Женщины не только трудились на заводе, но и вязали носки, варежки, собирали посылки на фронт, отрывая от себя и детей порой последнее, писали письма, ухаживали за ранеными, сдавали кровь.

Работали по 12 часов, отдыхать приходилось прямо на рабочих местах. Но фронту срочно требовалось не только авиационная техника, но и автомобили. И 22 июля 1941 года колонну заводских автомашин в количестве 64 единиц печально-торжественно проводили на фронт. Были на митинге выступления, наказы, слезы, потому как в каждой машине шофер - работник завода (транспортного отдела №8).

В первые годы войны завод приступил к освоению производства фюзеляжа и оперения фронтового пикирующего бомбардировщика Пе-2, созданного накануне войны группой конструкторов под руководством Петлякова, с поставкой этих агрегатов заводу №125 – он был расположен в Иркутске. Заводу была задана жесткая программа. Труженики тыла вспоминают, как шла перестройка работы на военные рельсы. Так, мастер экспериментального технологического цеха Василий Басов рассказывает, что в утро, когда пришло известие о начале войны, на заводе провели митинг.

- Утром на заводе был митинг, на котором решили работать лишний час – фронту нужна была техника. Многие уходили на фронт, их заменяли подростки и женщины. Неделями не выходили с завода, ели и спали в цехах. Мне дали группу подростков 15-16 лет из детского дома. Пришлось и работать, и их воспитывать. С полной отдачей, без скидок на возраст работали четырнадцатилетние ребята, не отставая от взрослых. Если кто и уходил домой, то не раньше часу или двух ночи. Постоянно мучило щемящее чувство голода.  В столовой готовили только бульон, уху из сорожки и галушки их черной и белой муки, нередко пополам с отрубями, тогда их называли галушки бритые и небритые.

original (2).jpg

Фронтовые бригады

На заводе появляются фронтовые комсомольско-молодежные бригады: на тот момент молодые рабочие составляли 80% коллектива завода, можно сказать, судьбу фронтового заказа решала молодежь. Лучшие фронтовые бригады возглавляли Анатолий Моисеенко, Григорий Округин, Василия Рябенко, награжденный орденом Отечественной войны. Комсомольско-молодежная бригада  Фирсенко из пяти человек перешла на многостаночное обслуживание. Каждый ее член работал на 2-3 станках и выполнял месячное задание на 300-400 процентов. Хорошо была поставлена подготовка молодых рабочих на заводе, где за годы войны прошли обучение в стахановских школах.  Один из членов комсомольско-молодежной бригады Мамаюсуп Ишназаров вспоминал об этом времени так:

- В июле 1941 года, после окончания ташкенского ФЗО нас привезли на завод в Улан-Удэ, и уже на следующий день мы вышли на работу. Тогда нам было от 12 до 17 лет. Мы знали одно: надо дать фронту как можно больше самолетов. Первый год войны работали по 10-12 часов до поздней ночи и еще строили аэродром. Не было ни выходных, ни праздников. Работали за двоих. За троих. Многим подросткам. Чтобы дотянуться до тисков. Подставляли ящики… Наша фронтовая комсомольско-молодежная бригада под руководством Анатолия Моисеенко была одной из лучших не только на заводе, но и по району, удерживали Красное знамя завода и района по два-три месяца. В нашем цехе была еще одна комсомольско-молодежная бригада – женская.

В 1943 году завод перешел к серийному производству истребителей Ла-5. Боевые машины уходили на фронтовые аэродромы из рук шестнадцати-восемнадцатилетних рабочих, сражались в небе Москвы, на Курской дуге, дрались за Севастополь, на Сандромирском плацдарме, «крошили» мессершмидтов в предместьях Берлина.

Как говорит Павел Дергунов, который тогда был заместителем директора по коммерческой части, заведовал снабжением, финансами и сбытом, самолет стал центральным звеном в сплочении коллектива. «На каждом участке работали с одной мыслью, что скоро станут свидетелями подъема самолета с бурятской земли. На заводе в группе военпреда появились летчики-испытатели, первым из которых был Михаил Иванов», - отметил он.

авизавод фото вти.jpg

Цена Победы

В 1941-1942 годы с завода ушли на фронт 180 человек. 22 июля 1941 года  на фронт была отправлена автоколонна - 30 автомашин с шоферами.  Многие пали в боях, именно в этот период заводскому парку  культуры и отдыха присвоено имя героя Советского Союза сапера, гвардии капитана Жанаева, бывшего начальника электроцеха завода. Всего за годы Великой Отечественной войны не вернулись на завод 1961 работник завода. Самым старшими по возрасту среди них были мужчины 1894 года рождения, нижнего потолка практически не было. Как отмечают сегодня на заводе, именно эти люди стали самым главным вкладом авиазаводчан в Победу. Но был и другой.

В стране с патриотизмом начали создавать «фронтовые бригады», организовали сбор денежных средств и драгоценностей на покупку самолетов и танков для фронта, подписывались на государственный заем, собирали теплые вещи, подарки бойцам Красной Армии. Каждый работающий на заводе проходил военный всеобуч, учился стрелять, пользоваться противогазом, тушить пожар. В первый год войны коллектив завода поставил иркутянам 165 комплектов оперения самолета Пе-2, а на следующий год уже 534 комплекта. В 1943 году завод стал самолетостроительным и уже самостоятельно начал выпускать технику. За год было изготовлено 176 самолетов Ла-5, из которых 9 — сверх государственного плана. В 1944 году на фронт было отправлено несколько партий Ла-5 и более совершенных по своим боевым качествам Ла-7. И, наконец, в завершающий год войны завод полностью перешел на выпуск «седьмых». В целом за годы войны фронту было поставлено 319 самолетов Ла-5, 216 Ла-7, 699 оперения для самолетов Пе-2и 64 автомашины.

Марина Иванова.

Восток-Телеинформ благодарит за помощь в подготовке материала пресс-служба УУАЗа и лично Светлану Усольцеву. 

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

В связи с ужесточением требований, связанных со сбором и хранением персональных данных, мы отказались от размещения комментариев на нашем сайте. Если вы желаете высказаться по тому или иному информационному поводу, предлагаем сделать репост публикации в любую сеть и оставить там свой комментарий на личной странице. Сбор персональных данных на этом сайте не осуществляется.

Другие подробности

20 Января 2022

В Улан-Удэ прошло первое в этом году заседание Совета Народного Хурала

В Улан-Удэ прошло первое в этом году заседание Совета Народного Хурала

19 Января 2022

«Аватару» пообещали новое здание

«Аватару» пообещали новое здание

11 Января 2022

У тысяч голов скота в Бурятии выявили заразную инфекцию

У тысяч голов скота в Бурятии выявили заразную инфекцию

30 Декабря 2021

Новое в выплатах и пособиях в 2022 году

Новое в выплатах и пособиях в 2022 году

24 Декабря 2021

Зимний отдых на Байкале и самый прозрачный лед в мире

Самое глубокое озеро в мире привлекает туристов в любое время года – он хорош в жаркий июль, прекрасен и зимой – и многие считают, что зимой здесь не менее красиво. Сугробы снега, толща прозрачного льда, зимние развлечения, наложенные на уникальный колорит.

Лента новостей
20.01.2022

17:26 Здравоохранение

В селе Исинга со вспышкой коронавируса ввели дистант и закрыли садики

17:02 Общество

День открытых дверей для старшеклассников прошел на базе аварийно-спасательного формирования ВСЖД

16:50 Образование

В Улан-Удэ закрывается центр по присмотру и уходу за детьми «Боровичок»

16:38 Регионы ДФО-СФО

Иркутянин устроил стрельбу в магазине

16:19 Здравоохранение

Минздрав Бурятии ищет новых главврачей БСМП и Баргузинской ЦРБ

16:01 Город

В Улан-Удэ появилась улица имени Героя Советского Союза Никифора Афанасьева

16:01 Экономика, бизнес

Стартовали испытания нового российского самолёта «Байкал»

15:50 Общество

В Улан-Удэ установили хозяйку хотошо, напавшего на прохожего

15:49 Политика

В Улан-Удэ прошло первое в этом году заседание Совета Народного Хурала

15:47 Общество

Почти 60% сибиряков имеют действующие кредиты

15:40 Здравоохранение

В Бурятии готовятся к вакцинации от COVID-19 школьников

15:23 Общество

Семьи ДФО смогут получить один миллион за рождение третьего ребенка

15:14 Экономика, бизнес

В Бурятии за год построили 270 тысяч квадратных метров жилья

15:08 Спорт

Лучники Бурятии отправятся на Чемпионат мира в Дубай

15:05 Культура

В Улан-Удэ пройдут грандиозные концерты новосибирского оркестра

15:02 Погода

В Бурятии стал известен прогноз погоды на пятницу

14:59 Общество

В Улан-Удэ у неадекватного посетителя АЗС нашли гашиш

14:54 Образование

Школы Иволгинского района перевели на дистант

14:45 Общество

«ЛизаАлерт» Бурятии приглашает в свои ряды педагогов

14:41 Экономика, бизнес

Минтранс: При ремонте дорог Бурятии используют современные технологии

14:36 Экономика, бизнес

Ситуацию с узелковым дерматитом обсудили на заседании Совета Хурала Бурятии

14:32 Политика и власть

В Хурале Бурятии прошло первое в этом году заседание Совета НХ РБ

14:30 Здравоохранение

Вспышка коронавируса произошла в селе Бурятии

14:26 Политика и власть

В Хурале Бурятии подвели итоги законотворческой работы за прошлый год

14:03 Общество

В Бурятии за год обработали более 16 миллионов почтовых отправлений

13:56 Общество

В Улан-Удэ дети с риском для жизни добираются до «Созвездия»

13:50 Общество

На трассе «Байкал» в Слюдянском районе Иркутской области открыли движение в штатном режиме

13:37 Культура

Русский драмтеатр Улан-Удэ к Сагаалгану покажет «Самый лучший подарок»

13:33 Общество

В Тункинском районе Бурятии пожарные не допустили уничтожения жилого дома

12:04 Происшествия

Двое жителей Улан-Удэ по просьбе знакомой хотели успокоить пьяного мужчину, но забили насмерть



пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus