Погода

В Бурятии завтра снегопад, днем до 21 мороза

Туризм в Бурятии

Бурятия представила 7 проектов в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года»

Отопительный сезон

В Иволгинском районе Бурятии не запаслись топливом 11 котельных

Дежурная часть. Происшествия

Житель Бурятии жестоко убил напарника на пилораме и спрятал тело в выгребной яме

Зурхай

Зурхай на 2 декабря от настоятеля Курумканского дацана Бурятии

Парламентское обозрение

В Бурятии жители двухквартирных домов тоже теперь могут взять лес на ремонт

Подробности | Главное

Сломанные крылья: в Народном Хурале обсудили проблемы малой авиации

Экономика 26 Июня 2016 г., 08:53

Фото: russianstock.ru

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Существование малой авиации в Бурятии находится под угрозой: две компании, которые до последнего времени выполняли рейсы в отдаленные районы республики, практически в предбанкротном состоянии. Убытки несет и предприятие, занимающееся обслуживанием местных аэропортов. Многомиллионные долги и арестованные самолеты – что будет с отраслью, обсудили на сессии Народного Хурала Бурятии.

О восстановлении малой авиации в республике говорят с 2007 года, когда была начата работа по инвентаризации сельских аэродромов на предмет их пригодности к полетам. В 2008 году, после завершения инвентаризации выяснилось, что в Бурятии действуют лишь три из существовавших в свое время 18 гравийных посадочных полос для небольших самолетов. Если раньше такие полосы были в большинстве районных центров Бурятии, сейчас по данным на 2008 год остались только в трех населенных пунктах – в Баунте, Таксимо и Нижнем Ангарске. Остальные полосы находились в республиканской или муниципальной собственности, часть полос принадлежала «частникам» или вообще нигде не числилась.

К 2012 году в отрасли появились какие-то перспективы: на тот момент перевозкой пассажиров по местным воздушным линиям занимались две частные авиакомпании - ОАО «Авиакомпания Бурятские Авиалинии» (парк состоял из 4 самолетов Ан-24 и 5 вертолетов Ми-8) и ООО «Авиакомпания «ПАНХ» (на тот момент владела 12 самолетами Ан-2). Аэропортовой и аэродромной деятельностью занимались частные компании ОАО «Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)» и ОАО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии» (аэропорты Нижнеангарск, Таксимо).

rmedium_128912.jpg

Спустя четыре года

Сегодня, спустя четыре года, авиасообщение с северными районами в Бурятии снова оказалось под угрозой. Как сообщил 23 июня в ходе сессии Народного Хурала министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Сергей Козлов, проблемы начинаются еще в аэропортах. Функции обеспечения авиасообщения в РБ по-прежнему выполняет АО «Аэропорты местных воздушных линий Бурятии», но организация эта является убыточной в связи с низкой интенсивностью полетов на местных линиях и высоким затратами на содержание аэропортов и инфраструктуры. Ежегодные расходы компании составляют 41 миллион рублей, в то время как доходы – только 22 миллиона рублей. Чистые убытки - 19 миллионов рублей, из которых 4,4 миллиона рублей по аэропорту Таксимо, 14,7 миллионов рублей по Нижнеангарску. Плюс у компании накопленная кредиторская задолженность в размере 63 млн рублей только официально. По неофициальным данным, долги составляют уже 68 миллионов рублей, из которых 20 миллионов – перед бюджетными и внебюджетными фондами. Так, 9 миллионов – долги по налогам, еще 5,6 рублей задолженность перед ПФР и ФСС. Федеральная налоговая служба, отметил Козлов, уже информировала республиканское правительство о наличии признаков банкротства организации.

Не легче ситуация и у авиаперевозчиков. У компании ПАНХ, которая вытеснила в свое время с ряда маршрутов «Бурятские авиалинии» и выполняла в последнее время рейсы в Нижнеангарск и Таксимо, за долги по лизингу арестованы самолеты. Приобретённые в лизинг в 2013 году и с воодушевлением принятые в Бурятии три самолета Cessna, а также купленные в 2014 году самолеты L-41 были изъяты Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) за долги по платежам в размере 210 миллионов рублей. У ПАНХа есть также долги по НДФЛ за 2015 год в сумме 9,5 миллионов рублей и еще 102 миллиона рублей - обязательства перед банком, выступившем гарантом при покупке Cessna.

Так что с февраля 2016 года авиасообщение из Улан-Удэ в Таксимо и Нижнеангарск снова осуществляют «Бурятские авиалинии», но компания, жалуются пассажиры, не всегда соблюдает регулярность полетов. 20 июня было согласовано расписание на июль – компания планирует летать 2 раза в неделю, в четверг и воскресенье в Нижнеангарск и раз в неделю в Таксимо. Самолеты переполнены, жалуются люди, хотя билет стоит отнюдь недешево.

- Летят беременные женщины, которым рождать, недавно летел ребенок с кислородным баллоном, весь на капельницах, и постоянно задержки, и в приоритете всегда чартерные рейсы. Но раз есть расписание, значит надо его выполнять, разве нет? - говорят люди.

По словам депутата Евгении Лудуповой, сегодня в Таксимо установлено только 2 рейса в неделю, что крайне мало, особенно летом. Указала она и на высокую стоимость билета – полет от Таксимо до Улан-Удэ будет стоить 11,3 тысячи рублей, но альтернатива слишком печальна. Иначе добраться до столицы Бурятии можно железнодорожным транспортом, проведя в пути 2,5 суток или по автомобильной дороге, которая летом просто отсутствует – до района проложены только «зимники».

- Этот вопрос постоянно обсуждается, много раз собиралась рабочая группа, но решения так и нет. Между тем, в северных районах проживает более 50 тысяч человек. Сейчас все ждут увеличения числа авиарейсов и снижения стоимости билетов. Одно из реальных решений здесь – это финансовая поддержка в виде субсидирования в той или иной форме. По примеру субсидирования железнодорожных перевозок - ведь решили проблему с электричками, также и по самолетам надо решить.

Солидарен с ней депутат Баир Доржиев, который считает, что если не субсидировать, никакая авиакомпания не сможет работать в Бурятии при таких расстояниях и загрузке:

- Авиакомпании нужно предлагать субсидии по перевозкам или лизингу. И точно также невозможно без субсидий содержать безубыточно аэропорты.

rmedium_143690.jpg

Свои и чужие деньги

В мае 2015 года, сообщил Сергей Козлов, когда у ПАНХа трудности еще только начинались, правительством Бурятии было принято решение о поддержке авиакомпании в части возмещения лизинговых платежей. В правительстве изучили всю финансовую документацию и приняли решение о выделении 54,2 миллионов рублей. Установили сроки – выдать деньги до 31 декабря 2015 года, но при одном условии – что часть уставного капитала компании перейдет в государственную собственность.

- Мы сказали, что, прежде чем отдавать наш бюджетный рубль, мы должны что-то поиметь в Бурятии и управлять ситуацией, - рассказал Козлов.

«Поиметь», правда, ничего так и не удалось: пакет документов о передаче части компании в госсобственность ПАНХ не представил, а исполнение протокольных сроков попросил отложить до 1 августа 2016 года. Хотели предоставить ПАНХу госгарантию, сообщил Козлов, но тут появилась новая проблема, связанная с отсутствием залоговой собственности. Согласно проведенной оценке, общая стоимость имеющегося у авиакомпании имущества составляет 240 миллионов рублей, но из них 136 миллионов уже обременено различными залогами и оставшегося имущества было недостаточно. 

- Мы хотели выдать госгарантию, мы же не отказали, но залогового имущества не оказалось. Они пытались вывести часть имущества по другим банкам из-под залога, но не получилось и мы теперь рассматриваем новые варианты, - отметил министр транспорта Бурятии.

Пытались обратиться в ГТЛК, чтобы выкупить изъятые лизинговые самолеты с рассрочкой платежа и передать их ПАНХу, но здесь отпугнули слишком большие цифры. ГТЛК, который оценивает самолеты в 844 миллиона рублей, согласился передать их в рассрочку на 3 года за один миллиард рублей с выплатой по 355 миллионов в год. Или на пять лет – но уже за 1,2 миллиарда. Понятно, что для Бурятии, которая только в апреле урезала свой бюджет на 1,7 миллиарда рублей, суммы не очень привлекательные.

Пытались решить вопрос и с аэропортами. Самым простым решением Минтрансу изначально показалось перевести действующие аэропорты в статус посадочных площадок, чтобы сократить расходы и вывести компанию хотя бы в нулевой баланс. Но такой вариант в республике, вообще-то, уже проходили и в годы перестройки и потеряли почти всю действующую воздушную сеть. Потому что отказаться от статуса аэропорта просто, а вот вернуть его почти невозможно. Кроме того, при таком решении воздушное сообщение с Таксимо и Нижнеангарском просто бы прекратилось, ведь в связи с законодательным требованием об использовании несертифицированных аэродромов, посадочные полосы можно использовать только для принятия воздушных судов вместимостью менее 20 мест, то есть судам типа АН-24, какие сейчас используются «Бурятскими авиалиниями», посадка там стала бы недоступной. Остались бы без самолетов Северобайкальск и Муйский район, потому что там сложные метеорологические условия и горный рельеф местности не позволяют выполнять полеты просто на взлетно-посадочную полосу, которая не поддерживается специальными службами безопасности.

В мае, сообщил Сергей Козлов, на заседании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение ответственным ведомствам рассмотреть возможность создания филиалов ГУП «Аэропорты Красноярья» на базе двух аэропортов Бурятии – Нижнеангарска и Таксимо. Принятие положительного решения позволит сохранить действующие районные аэропорты. Соответствующий пакет документов, подчеркнул министр, был направлен от Бурятии в Минтранс Росси и сейчас находится там на рассмотрении. Но пока вопрос решится, «Аэропорты местных воздушных линий» могут обанкротиться и тогда создавать филиалы будет уже негде. В качестве запасного варианта в республиканском правительстве предусмотрели два: выделить бюджетные субсидии или продать частникам.

С субсидиями снова проблема: если выделить «Аэропортам…» только деньги на покрытие текущих убытков, а это 19 миллионов рублей в год, то что делать с уже накопленными долгами, которых под 70 миллионов? Кто и по какой схеме будет выплачивать их? Насколько рентабельно для республиканского бюджета вкладывать такие деньги в почти банкрота, от которого и отдачи-то, скорее всего, никакой не будет? Что касается частников, то они пока тоже не спешат взваливать на себя такую ношу. Ни ОАО «Бурятзолото», которое разрабатывает месторождения на севере Бурятии, и для которого возможность авиасообщения очень важна для ведения бизнеса, ни «Метрополь», у которого есть деньги и свои интересы в республике, пока окончательного ответа не дали. Переговоры продолжаются.

rmedium_123223.jpg

Иногородние желающие

- Что же, эти авиакомпании у нас на внутренних рейсах никогда не будут рентабельными, выхода нет, либо господдержка, либо они умирают? – поинтересовался у Козлова депутат Селиверстов.

Оказалось, что не совсем так. Есть, рассказал министр, люди, которые предлагают выполнять полеты в северные аэропорты и делать это не в убыток себе. Правда, зарегистрированы эти компании в других регионах, например, одна из них - компания «Ангара» из Иркутской области. В принципе-то авиаперевозки не самый убыточный вид бизнеса, подчеркнул Козлов, особенно, если нет обременения по выплате лизинга, аренды самолетов и так далее.    

- Авиакомпании из других регионов хотят зайти в Бурятию, потому что надеются выполнять межрегиональные рейсы. Например, Улан-Удэ – Иркутск – Нижнеангарск, - пояснил ситуацию депутат, член совета директоров «Аэропорт Байкал» Баир Цыренов. -  Делать такие рейсы и получать еще и возмещение из бюджета, тут можно и нормальный тариф установить. ПАНХ тоже летал два раза в день в Иркутскую область, экономически это было выгодно. Еще 2 года назад я говорил, что надо субсидировать внутренние перевозки, предложил выделять по тысяче рублей на билет. На это потребовалось бы 7 миллионов рублей в год, но тогда все благополучно отклонили это предложение и сегодня мы, пожалев 7 миллионов, уже о миллиардах ведем речь. «Бурятским авиалиниям» не дали летать, ПАНХ перехватил перевозки под себя и теперь сам с опечатанными самолетами.

Надо спасать аэропорты, уверен Цыренов: если будет, куда летать, желающие найдутся, хотя и лучше бы, чтобы они были из Бурятии:

- В «Буравиалиниях» работает 200 человек, в ПАНХе 120 и так далее. А зайдёт компания из другого региона, и налоги будут уходить туда, - отметил депутат. 

«Бездарные собственники»

Однако дело обстоит так, что в Бурятии готовы сейчас попуститься частью налогов ради спасения сети воздушных перевозок. Как отметил спикер парламента Цырен-Даши Доржиев, ситуация в отрасли воздушных перевозок крайне сложная и неординарная и выход из нее требует таких же мер.    

- Надо найти компанию, которая использует самолёты круглые сутки, - уверен он, - если летать два раза в неделю по двум направлениям, то себестоимость полетов будет огромная. Когда мы несколько лет назад рассматривали бизнес-план ПАНХа, там предполагалось максимальное использование самолетов на внутренних маршрутках и межрегиональных. Они планировали летать не только в Таксимо и Нижнеангарск, но в Еравну и другие районы, к сожалению, не получилось. И вот когда нужно обслуживать самолеты, платить по ним лизинговые платежи, а они при этом летают они дважды в неделю, то затраты большие, а доходы наоборот.

Собственников ПАНХа спикер парламента охарактеризовал далеко не лестным образом:

- Как хозяйственники, собственники ПАНХ не могли максимально использовать самолёты, надеясь, что Бурятия будет субсидировать полеты, платить им платежи по лизингу, что они будут бездарно работать, а республика всячески помогать, - возмутился Доржиев. - К сожалению, оказались плохие собственники. И если придет компания из другого региона, мы говорим, что потеряем налоги в пределах 5-6 миллионов рублей. Но если она будет делать по 20 рейсов в неделю и при этом цена билета уменьшится, надо смотреть.

В этом плане с ним солидарен председатель комитета по экономике Анатолий Кушнарев, только он в увеличении рейсов видит не только снижение тарифа, но еще и возможный выход для аэропортов:

- Чем больше взлетов и посадок, тем больше доход у аэропорта, а мы сегодня перевозим только 25 тысяч человек. Для того, чтобы аэропорты жили безубыточно, надо делать 10-11 рейсов в Нижнеангарск, а где пассажиры? – говорит он.

Пассажиры самолетов в этой ситуации, говорят эксперты, там же, где были в свое время пассажиры электричек – им просто не по карману поездки. И если сократить тарифы на воздушные перевозки, как это сделали на пригородном железнодорожном транспорте, то и число желающих воспользоваться самолётами возрастет. Так что в этой сфере теперь та же проблема, что с электричками: чаще летать начнут, если билеты будут стоить дешевле, а билеты будут стоить дешевле, если люди начнут чаще летать. Объективный и наиболее простой путь из этой ситуации – субсидии, а все это понимают. Вот только давать просто так бюджетные деньги никто не намерен, а решить, каким именно образом это будет происходить, должна межведомственная рабочая группа. Работать она над этим будет вплотную в ближайшее время, и пока неизвестно, к какому придет решению. Однако уже понятно, что не исключаются банкротства и новый передел рынка в сфере воздушных перевозок Бурятии.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

Заметили опечатку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Поделиться

Версия для печати

Комментарии к новости

Оставить комментарий к новости

Отзывы проверяются модератором, пишите культурно

Другие подробности

30 Ноября 2021

Буряад Уласай хэлэнэй оршуулгын гүрэнэй албан мүнөө юу хэдэг бэ

Буряад Уласай хэлэнэй оршуулгын гүрэнэй албан мүнөө юу хэдэг бэ

29 Ноября 2021

В Улан-Удэ появилось новое пространство для туристов: подробности

В Улан-Удэ появилось новое пространство для туристов

29 Ноября 2021

Чем занимается сегодня Государственная служба языкового перевода Бурятии

Чем занимается сегодня Государственная служба языкового перевода Бурятии

24 Ноября 2021

Снизить цену: Минприроды Бурятии представило законопроект о дровах

Снизить цену: Минприроды Бурятии представило законопроект о дровах

23 Ноября 2021

Директор Армед03 Эрдэни Балданов: Личный опыт помог родиться бизнесу

Директор Армед03 Эрдэни Балданов: Личный опыт помог родиться бизнесу

Лента новостей
02.12.2021

18:00 Город

Кладбище домашних животных появится в Улан-Удэ

17:28 Культура

«Местный бездарь» выступит для зрителей Улан-Удэ

16:52 Город

На остановках Улан-Удэ появилось «умное» табло с расписанием автобусов

16:32 Общество

Цифровую систему управления движением поездов запустили в Тайшете

16:23 Происшествия

Житель Бурятии жестоко убил напарника на пилораме и спрятал тело в выгребной яме

16:17 Общество

«Живой уголок» в Этнографическом музее Улан-Удэ получил лицензию на работу

16:00 Город

Власти Улан-Удэ намерены взяться за дороги в военных городках

15:27 Город

Игорь Шутенков: Спортивные стадионы доступны для всех улан-удэнцев

15:13 Погода

В Бурятии завтра снегопад, днем до 21 мороза

14:59 Экономика, бизнес

Почти на 40% за месяц выросли пассажирские перевозки в дальнем следовании на ВСЖД

14:45 Образование

Глава Бурятии встретился с новым ректором БГСХА

12:46 Город

В Улан-Удэ массово отлавливают бегающих собак

12:36 Спорт

На Байкале достраивают новый спортивный центр с гостиницей

12:21 Экономика, бизнес

Как купить землю в один клик – советы жителям Бурятии от специалистов

12:08 Город

Улан-удэнцы снова начали жаловаться на собак

11:29 Регионы ДФО-СФО

В Иркутской области тоже объявили штормовое

11:13 Общество

Центр «Ая-ганга» в Улан-Удэ выиграл грант для развития особых детей

11:05 Культура

Бурятия представила 7 проектов в финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года»

10:52 Здравоохранение

В Бурятии число умерших от COVID превысило 2000 человек

10:39 Город

В Улан-Удэ до 1 февраля продлили эксперимент по введению пересадочного тарифа «в сотые»

10:31 Экономика, бизнес

На участках федеральных трасс в Бурятии и Иркутской области построили свыше 30 км новых линий электроосвещения

09:46 Общество

Бизнес-омбудсмен предложил ввести в мэрии еще одного чиновника для развития предпринимательства

09:33 Общество

Перспектива ареста автомобиля побудила отца выплатить алименты в Бурятии

09:10 Общество

В Бурятии волки держат в страхе деревню

09:01 Город

В Улан-Удэ коммунальщики убирают снег

08:54 Погода

На Россию в первый день зимы обрушились снегопады и Бурятия не стала исключением

08:39 Экономика, бизнес

В Бурятии аэропорт «Байкал» поздравил пятисоттысячного пассажира

08:33 Политика и власть

Баргузинский район Бурятии наказали за плохие дороги

08:30 Общество

Читаэнергосбыт ответило на обращение жительницы Улан-Удэ только после вмешательства прокуратуры

08:25 Здравоохранение

В Заиграевском районе лекарства продавал аптекарь без образования



Sergio1

13.10.2021 01:39:16

Хотел покайфовать!? Где ОБЖ?
Слабоумные долго не живут.

В Улан-Удэ нашли в лесу тело подростка

инна

11.10.2021 10:05:45

помогайте коллеги и руководство театра, что за мода собирать у людей?

Артист театра «Байкал» попал в больницу в Корее, ему необходима финансовая помощь

Виктор

04.10.2021 18:16:12

Мраморная плитка, которая не меняет цвет от воды и обладает свойствами противоскольжения для безопасного хождения горожан, – отметил тогда мэр города Игорь Шутенков...Пусть хоть зиму то полежат...а там можно так смело и высказываться...  Трубанева тоже закатали под яйцо)))  кто только не хвалил...Сейчас яма на яме...руко*опые всё перекопали...

Площадь Революции в Улан-Удэ лишилась тротуарной плитки для экспертизы

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ Orphus